ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
ПРОФЕССИОГРАММА
Специальность «0306000 – «Фармация»
Квалификация – «0306013 — Фармацевт»
Форма освоения профессиональной образовательной программы – очная
Нормативный срок освоения профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:
— на базе общего среднего образования – 2 года 10 месяцев.
Объект профессиональной деятельности
Объект профессиональной деятельности фармацевта являются:
ü зарегистрированные в государственном реестре РК лекарственные средства, применяемые для лечения, диагностики, профилактики заболеваний и изделий медицинского назначения;
ü парафармацевтическая продукция, медицинская техника и изделия медицинского назначения, используемые с целью диагностики, профилактики и лечения заболеваний.
Виды профессиональной деятельности по специальности 0306000 «Фармация»
ü общая фармацевтическая: осуществление оптово-розничной торговли фармацевтической продукции;
ü производственная: изготовление лекарственных средств в аптечных условиях;
ü информационно-аналитическая;
ü информационно-консультативная;
ü маркетинговая;
ü инновационная;
Фармацевты могут осуществлять профессиональную деятельность под контролем специалистов с высшим образованием.
Возможности продолжения образования
Фармацевты успешно освоившие образовательные программы среднего профессионального образования имеют право продолжить обучение по сокращенной и ускоренной программе по специальности 040540 – «Фармация» по очной, вечерней формам обучения.
Специалист со средним профессиональным образованием по специальности «Фармацевт» должен:
ü распознавать основные исторические эпохи и периоды, факты и события развития Казахстана, заслуги исторических и современных деятелей Казахстана, иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической ценности;
ü владеть государственным языком и языками межнационального общения, лексическим и грамматическим минимумом иностранного языка, необходимым для чтения и перевода (со словарем) тестов профессиональной направленности, знать основы делового языка, грамотно использовать профессиональную лексику;
ü содействовать в деятельности охраны окружающей природной среды и защиты животных, в сфере культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности;
ü содействовать в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, развивать, активизировать позитивные для здоровья условия и уменьшать факторы риска здоровью;
ü знать теоретические основы информатики и информационных технологий, системы управления базами данных компьютерной сети, сетевые телекоммуникационные технологии, работы в единой информационной сети системы здравоохранения и внедрять их в профессиональную деятельность;
ü определять структуру управления лекарственного обеспечения населения РК, нормативно-правовую и законодательную базу в сфере обращения лекарственных средств, правила организации работы в основных звеньях товаропроводящей системы фармацевтического рынка, виды и организационные структуры аптечных организаций;
ü определять порядок осуществления производственной деятельности лекарственных препаратов в аптечных условиях, правила организации деятельности рецептурно-производственного отдела, задачи и функции, правила оснащения рабочих мест;
ü распознавать целесообразность организации рабочих мест в рецептурно-производственном отделе, их числа, для реализации принципов НОТ (научной организации труда), использовав структуру рецептуры по условиям изготовления (требующие и не требующие асептических условий), способам применения (внутренние, наружные), лекарственным формам (порошки, растворы, мази, капли, суппозиторий), типам покупателей;
ü использовать при изготовлении лекарственных форм в аптечных условиях технологические, весо-измерительные, контрольно-аналитические оборудования, определять соответствия качества сырья и материалов, средств упаковки и укупорки, вспомогательных материалов, санспецодежды, а также стадий технологических процедур изготовления лекарственных форм (отвешивание, отмеривание, смешение, фильтрование, растирание и др.);
ü знать стадии, состав маркетинговых мероприятии по изучению фармацевтического рынка, включающих вопросы стимулирования продаж, ценообразования, анализа фактических результатов деятельности за определенный период, используя математические и статические методы в качестве инструмента для планирования, учета и анализа финансово-экономической деятельности;
ü знать правила регламентирования делопроизводства, систематизации документов, хранения и уничтожения документов;
ü проводить микро и макроскопический анализ лекарственного растительного сырья, давать заключение о качестве лекарственного растительного сырья, давать заключение о качестве лекарственного растительного сырья, изучить лекарственного растения по гербариям и наглядным пособиям, пользоваться нормативно-техническими документами, давать населению рекомендации по заготовке и применению лекарственного сырья содержащие те или иные активные вещества.
ПРОФЕССИОГРАММА
Специальность 0302000 – «Сестринское дело»
Квалификация 0302033 — «Медицинская сестра общей практики»
0302043 – «Прикладной бакалавр»
Форма освоения профессиональной образовательной программы – очная (дневная)
Нормативный срок освоения профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:
— на базе основного среднего образования – 3 года 10 месяцев
— на базе общего среднего образования – 2 года 10 месяцев
— на базе технического и профессионального образования – 1 год 6 месяцев
Выпускники по специальности 0302000 – «Сестринское дело» могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
ü осуществлять все этапы сестринского процесса;
ü квалифицированный уход за пациентом;
ü выполнять сестринские манипуляции;
ü оказывать доврачебную помощь;
ü вести профилактическую работу и пропаганду здорового образа жизни
«Медицинская сестра общей практики»:
ü осуществляет, документирует и организовывает основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентом;
ü выполняет требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала в структурных подразделениях МО;
ü выполняет профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначенные врачом в больничной организации, готовит инструменты и ассистирует врачу при проведении сложных манипуляций;
ü оказывает квалифицированную медицинскую помощь взрослому и детскому населению;
ü организовывает и проводит санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;
ü оформляет учетно-отчетную документацию структурного подразделения стационара и амбулаторно-поликлинической организации;
Объект профессиональной деятельности
Объектам профессиональной деятельности специалиста является взрослое и детское население, а учреждениями для реализации их профессиональной деятельности являются:
ü органы управления службой здравоохранения различных ведомств и организаций;
ü лечебно-профилактические организации различной формы собственности: стационары, поликлиники, амбулатории, районные больницы, сельские участковые больницы, сельские врачебные амбулатории, профилактории и санатории;
ü научно-исследовательские организации медицинского профиля;
ü детские дошкольные учреждения (ясли, детские сады);
ü образовательные учреждения (школы, колледжи, высшие учебные заведения);
ü службы социальной сферы.
Возможности продолжения образования
Специалист со средним профессиональным образованием по специальности 0302000 «Сестринское дело», имеет право продолжить обучение в высших профессиональных учебных заведениях по родственным специальности по сокращенным и ускоренным программам.
Квалификационная характеристика
Специалист со средним профессиональным образованием по специальности 0302000 «Сестринское дело», должен:
ü организовать рабочее место;
ü соблюдать технику безопасности;
ü владеть знаниями основных моделей построения взаимоотношений «медицинский работник» и «пациент»;
ü знать основы ухода за пациентами;
ü знать гигиенические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний, укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни;
ü знать систему инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала в структурных подразделениях в медицинских организациях;
ü владеть алгоритмами выполнения первой медицинской помощи, медицинскими манипуляциями и методами ухода.
ü знать организацию работы медицинских организаций в новых экономических условиях;
ü знать основы современных информационных технологий (знание компьютера, автоматизированные системы обучения и управления и др.)
ü уметь выявлять клинические симптомы, симптомы, ставить сестринский диагноз, проводить мотивированный уход за больными разных возрастных групп;
ü оказывать квалифицированную медицинскую помощь взрослому и детскому населению;
ü оказывать неотложную доврачебную медицинскую помощь;
ü проводить мероприятия по защите населения, пациентов, пострадавших и персонала службы медицинских катастроф, медицинской службы гражданской обороны, оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях;
ü знать основы паллиативной сестринской помощи, основы технологии;
ü уметь вести пропаганду здорового образа жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования жизни, дать оценку уровня здоровья, составить программу улучшения здоровья, уметь проводить мероприятия по профилактике и борьбе с вредными привычками;
ü быть компетентным в области международных стандартов качества оказания медицинской помощи;
ü знать нормативные документы, определяющие основные задачи, функции, условия и порядок профессиональной деятельности специалиста;
ü уметь организовывать и осуществлять сестринский процесс при нарушении функции различных органов и систем;
ü выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначенные врачом в больничном учреждении, готовить инструменты и ассистировать врачу при проведении сложных манипуляций;
ü знать принципы охраны здоровья матери и ребенка, методы исследования беременных и гинекологических больных, принципы и задачи планирования семьи, методы контрацепции;
ü уметь подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным методам исследования, проводить забор, доставку, хранение собранного материала для бактериологического исследования;
ü уметь выполнять реанимационные, реабилитационные, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и врачебными назначениями.
ПРОФЕССИОГРАММА
Специальность: 0301000 – «Лечебное дело»
Квалификации: 0301013 – «Фельдшер»
0301023 – «Акушер(ка)»
Форма освоения профессиональной образовательной программы – очная (дневная)
Нормативный срок освоения профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:
ü на базе основного среднего образования – 0301013 «Фельдшер»
— 3 года 10 месяцев
ü на базе общего среднего образования – 0301013 «Фельдшер», «Акушерка»
— 2 года 10 месяцев
Объект профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности фельдшера являются взрослое и детское население различных возрастных групп.
Объектами профессиональной деятельности акушерки являются взрослое и детское женское население различных возрастных групп.
Виды профессиональной деятельности
Фельдшеры, Акушеры могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
ü участие в лечебно-диагностической, первичной медико-санитарной помощи пациентам различных возрастных групп в условиях стационара, поликлиники, врачебных амбулаторий (ВА), фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), центров Первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);
ü участие в реабилитации пациента, и совместно с органами социальной защиты и службами милосердия принимать участие в организации помощи и устройство в дома-интернаты, хосписы одиноких, престарелых, инвалидов и хронических больных;
ü сотрудничество с пациентами и их семьями, соблюдение прав пациента и проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп;
ü осуществление системы инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала в структурных подразделениях медицинских организаций акушерско-гинекологического профиля;
ü оформление установленной медицинской документации для соответствующего подразделения;
ü медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
ü профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни;
ü организовывать сестринский уход и наблюдение за пациентами;
ü оказывать неотложную доврачебную и квалифицированную медицинскую помощь взрослому и детскому населению, быть компетентным в области международных стандартов качества оказания медицинской помощи;
ü организовать и проводить санитарно-гигиеническую и противоэпидемическую работу;
ü готовить инструменты и ассистировать врачу при проведении сложных манипуляций;
ü осуществлять забоё р материала для лабораторных исследований и т.д.
Возможности продолжения образования
Специалист со средним профессиональным образованием по специальности 0301000 – «Лечебное дело», имеет право продолжить обучение в высших профессиональных учебных заведениях по родственным специальностям по сокращенным и ускоренным программам.
Фельдшеры, Акушеры должны знать:
ü основы Конституции республики Казахстан, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей природной среде;
ü основы законодательства и иные нормативно-правовые акты Республики Казахстан, относящиеся к его профессиональной деятельности, сущность и социальную значимость своей профессии;
ü анатомо-физиологическое строение человека, общие сведения о патологических процессах протекающих в организме человека;
ü причины и основные симптомы различных заболеваниях;
ü характер патологической реакции, владеть техникой микрокопирования и дифференцирования различных патологических процессов по микропрепаратам;
ü природу микробов, вирусов их роль в развитии инфекционного процесса, инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала в структурных подразделениях медицинских организаций.
ü основные симптомы, методы диагностики, принципы лечения и оказывать неотложную помощь раненым и пораженным и поддерживать состояние здоровья населения в экстремальных условиях и предупреждать возникновение инфекционных заболеваний в очагах катастроф;
Фельдшеры, Акушеры должны уметь:
ü использовать полученные знания в профессиональной деятельности;
ü определять приемы и критерии эффективности собственной деятельности на практике;
ü использовать оптимальные методы и технологии решения профессиональных задач;
ü сочетать профессиональное мастерство с теоретическим осмыслением творческого поиска;
ü оказывать неотложную помощь населению;
ü владеть новейшими технологиями при уходе за пациентами;
ü владеть навыками ухода и выполнения специфических манипуляций в отделениях гинекологии и родильных домов;
ü работать с компьютерной, диагностической техникой;
ü организовывать и проводить санитарно-гигиеническую и противоэпидемиологическую работу и т.д.